Гражданская радиосвязь в России (CB, LPD, PMR) Вход     Регистрация
Гражданская радиосвязь / Все статьи

Какую си-би рацию купить в машину? Что ещё нужно кроме радиостанции купить в машину? Как выбрать радиостанцию для установки в машину? Гражданская радиосвязь в машине.

Всё автомобильное сообщество работает именно на Си-Би 27МГц, так что выбирать нужно именно из раций 27Мгц.
Радиостанция в автомобиль, это "рация" диапазона 27МГц Си-Би, потому что в продаже нет автомобильных радиостанций LPD и PMR (те, что есть УКВ - не безлицензионные).
Почему в машину надо именно 27 МГц я писал в статье - Какой гражданский диапазон выбрать для связи

Выбор в магазинах довольно широк, от очень продвинутых на вид, с большим ЖК дисплеем отображающим частоту, до очень скромных, где пара ручек и светиться только номер канала, так что выбрать то, что по душе не проблема.

Что важно при покупке автомобильной радиостанции?

Важно, что бы в приобретаемой радиостанции были функции:

Автошумодав
Он же: "спектральный шумоподавитель", он же "автоматический шумоподавитель", он же "ASQ".

Модуляция АМ и ЧМ
Оно же: AM и FM.

Сетки частот C и D
Оно же: 80 каналов или больше, оно же диапазон частот от 26.965 до 27.855 или больше.

Мощность
Чем больше мощности, тем вас будет дальше слышно.
Бывают радиостанции 4 ватта, бывают 8 ватт, а бывают и больше.
Но тут важно помнить, что бывают ещё и усилители, а усилители обычно рассчитаны на подачу им на вход мощности не более 10 ватт, так что если в будущем планируете покупать усилитель, то не берите радиостанцию мощностью более 10 ватт.

Русская/европейская сетка
Оно же: -5Кгц.
Очень приятное дополнение, хотя без него жить можно, если ваше общение будет только с дальнобойщиками и на городских авто радио каналах.

Дисплей, отображение частоты вместе с номером канала, ручка регулировки чувствительности микрофона, внешний вид - дополнительные опции, которые выбираются исключительно на вкус и цвет.
Частота на дисплее относительно полезная функция, в 1 из 1000 случаев она вам пригодится, например, когда на просторах родины встретите радиолюбителя, который скажет вам не "пойдём на другой канал", а возьмёт да и скажет: "пошли на 27.405".
Ручкой регулировки чувствительности микрофона вы точно никогда не будете пользоваться, выкрутите на максимум и забудете.
Маленькое дополнение - я бы не стал брать радиостанцию с цифровой регулировкой громкости, нажимать кнопки "+" и "-" менее удобно чем повернуть ручку.

Почему важно выбирать радиостанцию с указанными функциями

Автошумодав
Действительно важно, что бы эта функция была в радиостанции, потому, что машина двигается быстро, пересекая различные области в которых различный уровень помех и проезжая различные источники помех - машины с неисправным зажиганием, светофоры на светодиодах и многое другое.
Шумоподавитель не подавляет шумы, он блокирует звук в паузах между приёмом полезного сигнала от другой радиостанции. Без блокировки звука вы бы слышали помехи (шум эфира), а это постоянное "шшшшш-кххххх-шшшшш-пшшш" - к вечеру голова была бы квадратной.
Первые радиостанции, рации с пороговым шумоподавителем, то есть они перестают блокировать звук (шумоподавитель открывается) как только уровень сигнала несущей частоты окажется выше чем порог, который вы установите ручкой "Шумоподавитель" или SQL. Причём пороговый шумоподавитель разблокирует звук если и шумы эфира превысят тот самый порог.
Сильно "закрутите" (повысите) порог - никого не будете слышать; "отпустите" шумоподавитель - будете слышать все помехи.
Машина едет, сигнал, который вы принимаете меняется по уровню, уровень помех тоже, соответственно с пороговым шумоподавителем придётся или постоянно подкручивать ручку SQL или слушать от каждой сильной помехи "шык-пык".
Автоматический (спектральный) шумоподавитель работает по другому принципу - выделяет уровень помех (в них больше высоких частот, чем в голосе и другом полезном звуке) и открывается такой шумоподавитель только от полезного сигнала. Спектральный шумоподавитель не требует постоянной подстройки - включил и забыл.

Модуляция АМ и ЧМ
Это два разных способа передавать информацию через радиоэфир, подробнее можете прочитать в статье: Модуляция - чем отличаются виды модуляции AM, ЧМ (FM) и SSB: просто о сложном
Так уж повелось, что дальнобойшики используют АМ (AM), а городские авто радио каналы ЧМ (FM).
Так что полезно иметь в машине радиостанцию способную работать и так и так.

Сетки частот C и D
В России разрешены для работы 2 сетки частот по 40 каналов, по этому несколько глупо покупать радиостанцию, которая не обладает всеми разрешёнными возможностями.
Больше сеток (больше каналов) тоже не плохо, можно послушать радиолюбителей и даже некоторые старинные радиотелефоны, которые 30-40МГц.

Мощность
Грубо говоря, при каждом удвоении мощности радиус связи увеличивается в 1,5 раза.
Но кто бы что не говорил - мощность важна.
В эфире много помех, на пути распространения радиоволн много препятствий, так что лучше иметь запас, чем его не иметь.
Впрочем, не забываем, что гоняться за излишней супер-мощностью в радиостанции не следует, потому что больше мощность = больше тепла выделяется на деталях выходного усилителя радиостанции, да и как было сказано выше: усилители рассчитаны обычно на входную мощность до 10 ватт, от больше мощности просто сгорят, по этому сильно мощную радиостанцию придётся "растурбовывать", т.е. снижать её мощность в процессе переделки.
Я бы рекомендовал брать радиостанцию с мощностью порядка 8 ватт.
Если уж прям совсем не слышно и очень хочется нарушать нормы, то купить усилитель ватт на 100. Но помните: применять усилитель = нарушать.

Русская/европейская сетка
В "европейской сетке" частота каналов заканчивается на 5, например: 27.175 или 27.275, а в "русской" на 0, например: 27.170 или 27.270.
Это не разные каналы!
То есть если кто-то говорит на 18 канале (частота 27.175) в европейской сетке а вы включитесь на 18 канале в русской сетке (частота 27.170) вы не перестанете его слышать, вы станете его хуже слышать, как помеху, не разборчиво.
Зачем это?
Так уж повелось, что радиолюбители проводят дальние связи на частоте 27.200, то есть в русской сетке 20 канал Цэ, в некоторых городах, якобы что бы "отстроиться от таксистов", люди сидят тоже в русской сетке.
В общем, функция из серии: вряд ли потребуется но лучше иметь, чем не иметь.

Из интересных функций радиостанций можно выделить:
• Стрелочный S-метр.
Помогает по уровню сигнала, катаясь по городу, найти откуда (место) ведётся передача с какого ни будь стационара. На стрелочном приборе удобно фиксировать показания и видеть их мельчайшие изменения.
• Регулировка чувствительности приёмника (RF gain).
В совокупности со стрелочным S-метром можно друзьям давать сравнения кого лучше слышно, а кого хуже, у кого усилитель круче, а у кого не работает, у кого антенна лучше настроена.

На какие параметры радиостанции смотреть при покупке

1) Что бы были нужные функции, диапазон частот, мощность (об этом написано выше).
2) Цена.
3) Чувствительность приёмника.
4) Рабочая температура.

С функциями, диапазоном частот и мощностью должно быть всё понятно.
Цена указана выше по списку, чем скажем чувствительность приёмника потому, что реальность такова, что при прочих равных (при равном наборе "наворотов") чем дороже, тем лучше будет аппарат.
Поясню на примере:
Yosan Stealth 5 - цена 4300
Megajet 600 - цена 5300.
Радиостанции совершенно одинаковы по схеме, на "морду" похожи и имеют одинаковый набор функций.
Почему разная цена, понимаешь, когда открываешь радиостанцию и начинаешь смотреть в рацию и в схему. В Yosan Stealth 5 китайцы напаяли в некоторых местах какие попало детали (не те, что в схеме), а вот в Megajet 600 все детали точно по схеме. Соответственно Megajet 600 работает более корректно, так, как задумывали его разработчики.
Однако, не думайте, что самая дорогая радиостанция будет самой лучшей. В самой дорогой может быть просто больше "наворотов" (функций) которые вам просто никогда не потребуются.

Не забывайте, что можно нарваться и на откровенные подделки!
Если в 3 фирмах вашего города радиостанция стоит 5500, 5700 и 5400 рублей, а в некой фирме вам её предлагают за 4000, то вероятно это "китайский обрезок" - версия радиостанции только внешне напоминающая "ту самую", а внутри плата на которой половина деталей не напаяна, да и сама плата совсем не та и схема не та и вообще.
У таких китайских обрезков или мощность ниже или вероятность умереть выше или неисправимо плохая модуляция.

Ещё - я бы не рекомендовал брать радиостанции с "отстёгивающимися мордами" и "выносными мордами". Причина проста: больше соединений, больше разъёмов, а это значит больше мест, где могут возникнуть проблемы.
Поверьте, в 90% случаев эти проблемы возникнут, ведь машина это источник вибрации, пыли, нагрева и других неблагоприятных воздействий.
Если уж взяли, то не используйте переходники-удлинители, ещё два дополнительных разъёма, верный путь к зависанию радиостанции. А если захотелось во что бы то ни стало удлинить, то обратитесь к профессионалам, пусть изготовят более длинный провод или разрежут имеющийся и надёжно удлинят всё тщательно пропаяв и заизолировав.

Так же не рекомендовал бы я брать в машину и переносную радиостанцию 27МГц Си-Би, всё же переносная радиостанция не автомобильная, хотя к некоторым есть специальные переходники для подключения в автомобиле.
Переносная радиостанция в автомобиль - компромиссный вариант, когда вы хотите её носить то в автомобиль, то домой, подключать то к автомобильной антенне, то к базовой дома. Если же вы хотите быть в машине на связи без проблем, то всё же лучше возьмите в автомобиль именно автомобильную радиостанцию.
Хотя бы потому, что обычно переносные радиостанции на 27МГц стоят дороже и не имеют такой важной для автомобиля функции как "автошумодав".

В остальном все Си-Би рации в общем то одинаковы, собраны почти по одним и тем же схемам, работают по одним принципам (трансивер, супергетеродин с двумя ПЧ в приёмнике, синтезатор с ФАПЧ), но есть и те которые чуть лучше а есть те, которые просто откровенная дешевка.
Уж какую выбрать - читайте обзоры аппаратуры, комментарии реальных пользователей.
Я дал вам информацию что бы вы могли сделать выбор сознательно.

Что ещё нужно купить в машину для радиостанции?

Антенну
Желательно длинную, чем длиннее, тем антенна эффективнее.
Чем эффективнее антенна, тем больше радиус, в котором вас слышно.
Врезная SIRIO PERFORMER 5000 или Lemm AT-2001 Turbo, которые имеют длину почти 2 метра, реально будут работать лучше, чем полутораметровая антенна.
Если вы берёте магнитную антенну, то должны понимать, что они короче и следовательно менее эффективны, длинный штырь просто будет сносить (отлеплять) магнит ветром с машины на скорости.

Кроме антенны, больше, для установки радиостанции в машину пожалуй не нужно ничего (разве что может какие мелкие расходники вроде пары саморезов), все остальное, включая скобу крепления, провод питания есть в комплекте радиостанции.
В комплекте к антенне есть ВЧ кабель для подключения её к радиостанции, однако разъём для подключения на кабель может и не прилагаться, а если и прилагается то не исключено, что его нужно будет демонтировать, что бы протянуть кабель в салон.

Что ещё нужно сделать после покупки?

Обязательно нужно произвести настройку антенны.
Каждое сочетание "автомобиль + антенна + место установки на автомобиле" требует настройки!
Лучше если настройку выполнит специалист с применением антенного анализатора или очень опытный специалист но с КСВ-метром (КСВ-метр показывает не всё, требуется больше опыта что бы с ним работать (не просто, а понимать что делать надо)).
Смена места установки антенны на автомобиле меняет параметры антенны!
Так что сразу определитесь, где и как у вас будет стоять антенна и сразу выбросьте из головы варианты вида: врезана в бампер, примагничена к багажнику, установлена на крыше кабины рядом с будкой или врезана в пластик (не в массу) - такие варианты установки работают плохо, уж такова физика явлений.
С не настроенной антенной, только из магазина, конечно выходить в эфир можно, ничего не должно сгореть, но связь будет хуже, порой очень сильно хуже ( в 2 ... 4 раза хуже) чем после настройки.
Что делают при настройке антенны?
Собственно настройка производится изменением длины штыря и возможно неким копанием в "потрахах" антенны (в её удлиняющей катушке).
Если интересно, можете почитать статьи:
Как настроить антенну, что потребуется для настройки антенны
Об антеннах, коаксиальных кабелях и КСВ, по-простому о сложном

Вот пожалуй и всё, что важно знать при приобретении 27МГц Си-Би радиостанции в автомобиль.
Конечно, не забывайте, что радиостанция это такая же бытовая техника как, скажем и телевизор или магнитола, а не чудо какое-то, так что не стесняйтесь, спрашивать у продавца. Обычно продавцы сами выходят в эфир, у них у самих есть радиостанция, зачастую они радиолюбители с богатым опытом, так что продавец Си-Би рации 27МГц без проблем расскажет вам о частотах (каналах) на которых в вашем городе общаются люди, с кем ещё пообщаться, что ещё почитать на тему радиосвязи.

Автор статьи:
250 из Новосибирск (Новосибирская обл)


Бросить друзьям ссылку на статью:
Если это интересная статья, дайте людям на неё ссылку:
http://27kb.ru/zou.php?f=300&article=19

О сайте
Правила сайта
  Обратная связь Рекламодателям
  Сотрудничество   Яндекс.Метрика